Вице-премьер Роман Скляр прокомментировал претензии автопроизводителей, которые заявляют, что уплачиваемый ими утильсбор непонятен и фактически превращается в формальность: компании перечисляют деньги, после чего "Жасыл Даму" возвращает им ту же сумму. По мнению бизнеса, автомобили, произведённые в Казахстане, могли бы вообще не платить этот сбор, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Скляр пояснил, как работает действующая схема.
Производитель завозит в страну машинокомплект — автомобиль в разобранном виде. Затем проходит сварка, покраска и финальная сборка. При ввозе комплектующих компания платит утильсбор — например, 1 миллион тенге. После того как машина собрана и продана, эти деньги возвращаются производителю.
"Фактически это возврат средств. В Экологическом кодексе используется формулировка "стимулирование автопроизводителей", и критики называют это субсидированием. Но это не стимулирование и не субсидия — это возврат ранее уплаченного платежа. Это прямое требование экологического законодательства", — сказал Скляр.
По его словам, проблема в другом — деньги временно выводятся из оборота компаний: сначала они перечисляют утильсбор, затем ждут возврата. Из-за этого в отчётности "Жасыл Даму" создаётся впечатление, что суммы огромные: на самом деле один и тот же миллион "проходит через систему" много раз, при каждой партии машин.
При этом дилер, который привозит готовый импортный автомобиль, платит тот же 1 миллион тенге, но без возврата, эта сумма остаётся в "Жасыл Даму".
Скляр отметил, что логичнее было бы сделать зачет — чтобы компании не платили заранее, а учитывали сумму в системе. Но это невозможно из-за законодательства и норм ВТО.
"Когда Казахстан вступал в ВТО, таможенные пошлины снизили с 30 процентов до 15 процентов, и их частично заменили утильсбором. Он должен направляться на экологические мероприятия. Если отменить прямой платёж и сделать его зачётным автоматически, это будет выглядеть как нарушение обязательств перед ВТО", — подчеркнул он.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz