
Алматы продолжает страдать от транспортного коллапса: хроническая нехватка парковок, пробки и растущий уровень загрязнения воздуха вынуждают власти искать радикальные решения, передаёт Tengri Auto.
Одним из таких решений может стать ограничение въезда в центр города для старых автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-5 и выше. Как мы рассказывали ранее, въезд в центр города для таких машин может стать платным, а в периоды сильного смога их могут и вовсе запретить.
Однако, как многие знают, подобные меры давно применяются в Европе и Азии, где экологические зоны, запреты на дизельные авто и платный въезд для "грязных" машин уже в целом доказали свою эффективность.
В Европе первыми начали бороться с загрязнением воздуха, вводя LEZ (Low Emission Zones) и ULEZ (Ultra Low Emission Zones).
В Лондоне с 2003 года действует платная зона въезда, а с 2019-го – ULEZ, где автомобили ниже Евро-4 (бензин) и Евро-6 (дизель) платят 12,50 фунта стерлингов в день (около 9000 тенге). Штрафы достигают 160 фунтов стерлингов (около 116 000 тенге), и за четыре года количество старых машин в центре сократилось на 50 процентов.
В Германии в 80 городах, включая Берлин и Мюнхен, действуют Umweltzone – зоны, куда запрещён въезд авто без зелёного стикера (минимум Евро-4).
В Гамбурге и Штутгарте дизели Евро-4 и ниже полностью запрещены в центре, а штрафы составляют около 80 евро (около 50 000 тенге).
Во Франции с 2017 года работает система Crit’Air – цветные стикеры, обозначающие экологический класс авто. В Париже, Лионе и Гренобле машины ниже Евро-2 запрещены в будни, а в дни смога ограничения ужесточаются до Евро-5.
Штрафы – от 68 евро (около 42 000 тенге) для легковых авто до 135 евро (около 85 000 тенге) для грузовиков. В Италии, в Риме и Милане, действуют ZTL (Zona a Traffico Limitato) – зоны с ограниченным движением, а с 2024 года в Милане запрещены все бензиновые авто ниже Евро-3 и дизели ниже Евро-5.
В Нидерландах и вовсе планируют полный отказ от бензиновых и дизельных авто к 2030 году – в Амстердаме такси и автобусы уже переходят на электротягу.
В Азии меры ещё жёстче.
В Китае, в Пекине и Шанхае, авто ниже Евро-5 не могут въезжать в центр в дни смога, а для борьбы с пробками введена ротация номеров – машины с чётными и нечётными номерами ездят через день.
В Шанхае владельцы старых машин получают субсидии на электрокары.
В Японии, в Токио и Осаке, действует жёсткая система Shaken – техосмотр, после которого владельцы машин старше 10 лет платят повышенный налог. Благодаря этому 90 процентов авто в Токио соответствуют Евро-5 и выше.
В Южной Корее, в Сеуле, с 2020 года запрещены дизельные авто старше 10 лет, а в центре созданы "зелёные зоны", доступные только для гибридов и электрокаров.
Посмотреть полную статью вы можете на сайте tengrinews.kz